Штрих-код тюменского здоровья

Чтобы облегчить поиск медицинской карты пациента, медицинские учреждения всегда использовали определенные технологии. Если ранее работников регистратур выручали разноцветные корешки на картах разных участков и расположение по алфавиту, то теперь на помощь пришла новая технология — штрих-кодирование медицинских карт. Об эффективности нововведения и других способах модернизации работы «Вслух.ру» рассказала главный врач детской городской поликлиники №1 Галина Сухарченко.

- Галина Ивановна, расскажите, какова территория обслуживания детской городской поликлиники №1?

– Наша поликлиника — муниципальное учреждение здравоохранения, которое оказывает медицинскую помощь детям Центрального административного округа Тюмени. Часть участков обслуживает жителей Калининского округа. Общее число приписного населения — 16 тысяч детей. Это 18 педиатрических участков.

- Полгода назад детская поликлиника №1 стала одним из пилотных учреждений, где была опробована система штрих-кодирования медицинских карт…

– Да, это так. Ведь любая система требует проверки своей целесообразности, практичности. Все программы начинаются с пилотов, и я думаю, что это оправданно. И сегодня для нас это уже обыденная работа. Учреждению была оказана помощь в формировании материально-технической базы, закупки оборудования, проведено обучение сотрудников.

- Что представляет собой штрих-кодирование медицинских карт?

– Это форма организации учета медицинской документации. На самом деле вопрос стоит глобальнее: мы стремимся совершенствовать организацию работы всей регистратуры. Поскольку регистратура должна быть современной, то и учет медицинской документации тоже должен быть современным. Это удалось благодаря системе штрих-кодирования медицинской документации. Теперь всегда, в любой момент в режиме онлайн можно узнать, где находится медицинская карта, у кого, по какой причине и как долго. Это существенно ускоряет обслуживание пациентов в регистратуре.

- Вы сказали, система штрих-кодирования карт внедрялась наравне с другими процессами осовременивания регистратуры. О чем идет речь?

– Речь идет, например, о предварительной записи пациентов. В 2012 году мы ввели систему предварительной записи на прием к участковым педиатрам в те дни недели, когда дети приходят в поликлинику на профилактический осмотр и вакцинацию (вторник, четверг). Такие дни существуют во всей стране, подобная система позволяет разделить потоки обслуживания заболевших и здоровых пациентов.В 2013 году система предварительной записи введена теперь уже во все дни работы учреждения. Параллельно организовывались потоки пациентов, которые по каким-то причинам не смогли записаться к врачу для получения справки, выписки или просто совета врача. Так появились кабинеты неотложной помощи, доврачебного приема.

- Вернемся к штрих-кодированию. Как эта система действует на практике?

– В регистратуре и в каждом кабинете приема установлены сканеры штрих-кодов. Такими же сканерами оснащены все рабочие места специалистов, работающих с медицинской картой: кабинет выписки больничных листов, рентген-кабинет, прививочная картотека. Предварительно была проведена подготовка всего архива медицинских карт регистратуры. Все врачи и работники регистратуры перед работой с оборудованием прошли инструктаж.Функционал очень простой: в программе отражена фамилия пациента, врача, который провел карту через сканер, можно узнать, находится ли карта в регистратуре или в кабинете. Каждый наш специалист работает под своим паролем, и сразу видно, кто «сканировал» ту или иную карту. Так можно отследить историю движения медицинской карты в учреждении. Учет карты посредством сканера – секундное дело. Раньше потери времени на поиск амбулаторной карты могли быть значительными, что не лучшим образом сказывалось на оценке нашей работы пациентами.

- Вот сейчас, через полгода после начала работы со штрих-кодами, что вы можете сказать о практической пользе методики?

– Она позволила систематизировать работу, дала возможность в более оперативном режиме организовывать доставку медицинской карты, общаться с пациентами. Основная сложность в переходе на штрих-кодирование заключалась не в инструктаже работников, а во взаимопонимании с пациентами. Большое количество карт до сих пор находится на руках у пациентов. Они считают, что эта карта принадлежит им, но это глубокое заблуждение. Карта – медицинский документ лечебно-профилактического учреждения. И в какую бы клинику пациент ни обратился, ему везде заводят свою медицинскую карту. Это юридически значимый момент.Забегая вперед, можно сказать, что мы сейчас находимся на пороге перехода на электронные медицинские карты пациента. Эта задача поставлена министерством здравоохранения Российской Федерации. Очень скоро каждому пациенту в Интернете будет доступна услуга под названием «Личный кабинет пациента». Сервис предоставит пользователю возможность доступа к его медицинским документам, с помощью такого сервиса можно будет узнавать о готовности результатов лабораторных анализов, заказывать справки, заключения, выписки из медицинской карты. Там можно будет узнать все свои проблемы, все результаты обследований.

- Правильно понимаю, что сегодня практически вся медицинская документация ведется в электронном виде?

– Необходимость ведения бумажной документации пока сохраняется: в частности, вызовы врача на дом фиксируются в специальных журналах. Предварительно информация заносится в журналы, а потом – в компьютер.

- Вы успешно модернизируете работу своего лечебного учреждения. Встречаются ли какие-то серьезные препятствия на пути отлаживания работы?

– Не скажу, что все безоблачно. Всегда есть переходный период, ведь в процессе задействована не только одна сторона — медицинские работники, но и пациенты. На нас ложатся организационные процессы, а от другой стороны, в свою очередь, требуется понимание и дисциплинированность. Когда общие стремления совпадают, то все получается. Сегодня каждый день мы решаем проблемы, которые бывают связаны со сбоями в записи, с необязательностью пациентов, которые могут прийти к концу приема. Но эти проблемы не носят глобального характера, они просто требуют ежедневного решения.

Статьи по теме:

На "Арене Химки" устанавливают сканеры для идентификации личности болельщика Автоматизация торговли дает бизнесу ряд преимуществ Промышленное многопортовое хост-устройство SD61 от Intermec "Чипирование" товаров вытеснит штрих-код Распознать подлинность лекарства по фотографии его штрих-кода позволит новый сервис, который будет введен в начале 2014 года В функционал программного продукта "1С:Лесозавод 8" добавлен блок штрихкодирования документов В продвижении ИМ помогут штрих-код и "Яндекс.Маркет" Житель Уяра в магазинах переклеивал ценники со штрих-кодом Новый выпуск бюллетеня «ЮНИСКАН» доступен в цифровом формате Штрих-код в регламентированной отчетности