Штриховать по стандарту

Сбербанк предложил новый стандарт платежного документа для физических лиц с использованием двухмерного штрихкода. По мнению банка, принятие этого стандарта предоставит множество преимуществ всем участникам рынка.
Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») разработало новый стандарт «Символы двумерного штрихового кода для осуществления платежей физических лиц». Как сказано в письме, отправленном заместителю председателя Центрального банка Татьяне Чугуновой (есть в распоряжении Банки.ру), основной целью внедрения стандарта является автоматизация ввода реквизитов платежных документов в точках оплаты плательщиками — физическими лицами и сотрудниками принимающих организаций.
На данный момент далеко не все банки используют автоматический ввод платежных реквизитов с помощью штрихкодов, кроме того, в отсутствие единого стандарта штрихкоды разных банков несовместимы друг с другом. Вследствие этого обработка многих платежных документов требует от банковских операционистов кропотливого ввода реквизитов вручную, что чревато ошибками и задержками оформления платежей. В то же время существующие системы автоматического ввода платежных реквизитов позволяют не только избавиться от ошибок ввода, но и практически мгновенно проверять достаточность и корректность указанных в документе реквизитов.
Для нового стандарта выбраны современные виды штрихкодов — двухмерные, в числе которых QR-Code, Aztec Code и Data Matrix. По сравнению с традиционным, линейным штрихкодом двухмерные коды позволяют кодировать многократно больший объем информации, а кроме того, имеют возможности по коррекции ошибок.
Введение стандарта двумерного штрихкода — это инициатива Сбербанка, сообщили порталу Банки.ру представители НП «Национальный платежный совет». В пресс-службе Сбербанка подтвердили эту информацию.
«НП «НПС» одобрило наши предложения по созданию единого стандарта штрихкодирования и направило их в ЦБ», — сообщили представители пресс-службы крупнейшей кредитной организации России.
Внедрение технологии оплаты по штрихкодам стало одной из инициатив, направленных на сокращение времени проведения платежей и уменьшение количества ошибок, допускаемых как сотрудниками, так и клиентами при самостоятельной оплате через устройства самообслуживания и «Сбербанк ОнЛайн», — пояснили представители «Сбера» причину возникновения данной инициативы. — В Сбербанке регулярно проводится работа по повышению качества и эффективности процессов».
Заметим, что «Сбер» уже сталкивался с проблемами из-за отсутствия общепринятого стандарта на штрихкоды в платежных документах. Так, в 2009 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предъявила банку претензии в связи с его работой по приему коммунальных платежей. ФАС усмотрела нарушение закона «О защите конкуренции» в трехстороннем соглашении между Почтой России, Сбербанком и Одинбанком (муниципальным банком Одинцовского района Подмосковья). В соответствии с ним поставщики коммунальных услуг выписывали потребителям счета на оплату, в которых вместо банковских реквизитов получателя печатался штрихкод в формате Сбербанка. Это ограничивало возможность оплаты счета лишь тремя вариантами: на почте, в Одинбанке и Сбербанке, что и вызвало острую реакцию ФАС. Сам Сбербанк тогда сообщил, что «банк не готовит эти документы, а лишь принимает их в работу».
В Сбербанке уверены, что потребители благодаря введению стандарта двумерного штрихкода получат существенные преимущества. В том числе заметно упростится технология и скорость осуществления операций, гораздо меньше станет ошибок. «Клиентам не нужно будет вводить все многочисленные данные по платежу, — рассказывают в «Сбере». — Достаточно будет поднести платежку к считывателю, и заполнение всех данных произойдет автоматически». Данная технология, пообещали представители пресс-службы «Сбера», будет доступна не только в устройствах самообслуживания и на рабочих местах банковских специалистов, но и в мобильном приложении «Сбербанк ОнЛайн».
Сейчас в большинстве случаев используется одномерный штрихкод, при использовании которого приходится дополнительно вводить массу информации. Это, по данным специалистов Сбербанка, увеличивает затраты времени и вероятность ошибок, неизбежно возникающих при ручной обработке. «Двумерный штрихкод позволяет закодировать всю информацию по платежу, в отличие от одномерного штрихкода, в котором, как правило, кодируется только идентификатор плательщика», — «расшифровали» сотрудники пресс-службы Сбербанка.
Правда, по их словам, для того чтобы «двухмерная» технология заработала повсеместно, необходимо изменение законодательства. «Планируется утверждение единого стандарта кодирования платежных реквизитов в штрихкоде для всех участников рынка платежей в качестве ГОСТа, — уточняют в Сбербанке. — Поставщики услуг и организации, принимающие платежи, должны будут доработать свое программное обеспечение: одни — для кодирования, другие — для расшифровки штрихкода».
В пресс-службе «Сбера» отметили, что данную инициативу поддержали ключевые кредитные организации — участники НП «НПС», а также разработчики программного обеспечения «1с» и «Парус». «Единый стандарт позволит всем участникам сократить расходы на «адаптацию» под разных поставщиков услуг», — добавили представители ведущего банка нашей страны.
Сроки введения указанного стандарта, заключили в пресс-службе «Сбера», зависят от решения Банка России.

Статьи по теме:

Американские ученые изобрели невидимый штрихкод В "Рузском молоке" борются с "печатью антихриста" - зачеркивают штрих-код Андреевским крестом В Нягани на амбулаторных картах пациентов появились штрих-коды В Одессе магазин попался на переклейке штрих-кодов российских товаров Штрих-код в регламентированной отчетности Схема вышивки «Штрихкод» Прокуратура Петербурга нашла в ТЦ "Штрих-код" нацистскую атрибутику В продвижении ИМ помогут штрих-код и "Яндекс.Маркет" Житель Уяра в магазинах переклеивал ценники со штрих-кодом На "Арене Химки" устанавливают сканеры для идентификации личности болельщика