Cбербанк инвестирует в цифровой бизнес

Cбербанк приобрел контрольные пакеты акций двух российских компаний, бизнес которых основывается на инновационных технологиях, — Platius и Rutarget.

Первая продвигает свою платформу мобильной оплаты заказов, позволяющую клиентам предприятий общественного питания и магазинов расплачиваться с помощью мобильных и носимых устройств. Вторая — разработчик рекламной платформы Segmento, предназначенной для таргетированного размещения рекламы в Интернете.

Как пояснил Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка по развитию цифрового бизнеса, модель взаимодействия потребителя с рестораном или магазином, подключенными к Platius, выглядит так: клиент заведения с помощью мобильного приложения Platius (есть версия для iOS, вскоре появится и для Android), выбирает товарные позиции, оплачивает их и получает штрихкод, после чего предъявляет гаджет со штрихкодом на кассе, там его сканируют и выдают потребителю заказ. Оплата его может производиться с привязанной к мобильному приложению банковской карты или со счета Сбербанка, если удается установить, что потребитель является его клиентом. Таким образом, подчеркнул Островский, для оплаты заказа официант не нужен. Если в магазине или ресторане имеется система лояльности, начисление баллов происходит и при заказе через Platius. Среди корпоративных пользователей этой системы есть и известные компании, в частности сеть кофеен «Кофе Хауз».

Возможности Platius наверняка будут востребованы не только в ресторанном бизнесе, но и в других предприятиях сферы обслуживания — фитнес-клубах, кинотеатрах и пр. Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка, особо отметил, что через систему можно отправить потребителям выгодные предложения (например, скидки), и, если они их устраивают, быстро получить оплату за заказы и потом, когда у потребителей появится время их получить, предоставить эти заказы. По мнению Хасиса, несколько лет назад возглавлявшего очень крупную ретейловую компанию X5 Retail Group, подход «заплатил сейчас, а пришел позже» сулит большие перспективы для использования Platius в рознице.

«Через несколько лет банковские карточки станут достоянием истории: все платежи можно будет сделать с помощью мобильных устройств», — полагает Хасис.

По словам Давида Яна, известного предпринимателя и инвестора, сооснователя компании Platius, ее платформа мобильной оплаты представляет собой облачный сервис, интегрированный с POS-терминалами, с одной стороны, и мобильными приложениями потребителей — с другой. К платформе Platius подключено свыше 900 предприятий и около 2,2 млн их клиентов. Ян предположил, что к 2018 году свыше 40 млн человек в России будут оплачивать заказы в ресторанах с помощью мобильных устройств. Он надеется, что не менее половины этих заказов будет оплачено посредством Platius.

Григорий Гуревич, совладелец компании UCS, считает, что вхождение Сбербанка в число акционеров Platius, да еще и с контрольным пакетом, будет способствовать росту доверия к этой системе оплаты заказов со стороны потребителей, а это, в свою очередь, еще более повысит шансы на успех компании и ее платформы.

Другая новоиспеченная «дочка» Сбербанка — компания Rutarget специализируется на рекламном бизнесе. В основе флагманского продукта компании — рекламной платформы Segmento — лежит симбиоз технологий искусственного интеллекта и Больших Данных, что позволяет вести обработку сведений о поведении пользователей в Интернете с целью сверхточного таргетированного размещения рекламы. По словам Евгения Легкого, сооснователя Rutarget, костяк клиентов Segmento составляют известные бренды, рекламные агентства и интернет-магазины. Среди именитых клиентов платформы в России — Intel и Hyundai (за рубежом они используют похожие по функциональности платформы).

Платформа, как подчеркивают ее создатели, позволяет повысить эффективность инвестиций в рекламу в два-три раза по сравнению с другими рекламными системами. По данным Rutarget, к Segmento подключено более 1 млн российских рекламных площадок и собрано более 250 млн профилей пользователей потенциальной аудитории интернет-рекламодателей. Утверждается, что с помощью Segmento проведено более 500 рекламных кампаний и что благодаря Segmento ее клиенты-рекламодатели продали товаров и услуг на 900 млн руб.
И Сбербанк, и миноритарные совладельцы Platius и Rutarget рассчитывают на синергетический эффект от вхождения крупнейшего банка России в число акционеров. И дело не только в размере инвестиций (их сумма не разглашается). Эти сделки позволят Сбербанку найти перспективные направления, в которых он сможет выступать одним из партнеров, обеспечивающих финансовую составляющую предоставляемых услуг.

«Все в сегодняшнем мире хрупко, и прорывная технология, прорывная бизнес-модель, может за очень короткое время кардинально изменить ситуацию на рынке», — пояснил позицию инвестора Хасис.

Для Platius и Rutarget сотрудничество с новым акционером сулит ускоренное развитие их платформ, широкое продвижение услуг с вовлечением в маркетинговые программы Сбербанка и укрепление имиджа удобных, надежных, перспективных сервисов как среди корпоративных клиентов банка, так и среди широкого круга потребителей.

Есть еще один аспект сделок — цифровой: и Сбербанк, и Platius с Rutarget накопили большие объемы данных о клиентах, а также знания об их поведении в различных ситуациях. Обмен знаниями и обезличенными данными о клиентском и пользовательском опыте позволит организациям получить еще больше информации о клиентах, их мотивах, привычках и логике поведения, что позволит вывести обслуживание потребителей на новый качественный уровень и стать еще более конкурентоспособными.

Статьи по теме:

Инспекторы обязаны принять декларацию без штрихкода Что необходимо для внедрения системы штрихкодов на предприятии? «РИЦ-1С» завершила первый этап автоматизации цехового планирования НПО «Автоматики» Изменения в межгосударственном техническом комитете МТК 517 Схемы сертификации продукции История штрихкода Минобороны обяжет оборонку маркировать военную технику Компания Laubner разработала решение на базе термотрансферных принтеров TSC Auto ID Художники мастерской «Штрихкод», работая на подвесных люльках, раскрашивают город-спутник яркими красками Как работает система ЕГАИС в розничном магазине