УЧАСТНИКИ РЫНКА: ЖУРНАЛ УЧЕТА РОЗНИЦЫ – ЭТО «РАБОТА РАДИ РАБОТЫ»

5 апреля – последний день, когда участники розничного рынка алкогольной продукции могут высказать свое суждение о представленной Росалкогольрегулированием для обсуждения форме журнала учета розницы, которая, по утверждениям разработчиков, проще, чем представленная ранее, и нацелена на борьбу с контрафактом, а по мнению представителей торговли – является избыточной и неэффективной мерой. Profibeer приводит выдержки из мнений участников обсуждения на Едином портале.

Алексей Данилов: – Для бесперебойной работы потребуется как минимум два рабочих места: одно – для кассира для фиксации продажи алкоголя, другое – для менеджера для оприходования поступившего товара и заполнения карточек нового товара и выборочной проверки считываемости двумерного штрихкода на бутылке. Кроме этого, оборудование менеджера может оперативно быть использовано кассиром при выходе из строя своего, чтобы не останавливать торговлю. Одно рабочее место состоит из двумерного сканера минимальной стоимостью 10000 рублей и компьютера примерной стоимостью 15000 рублей, итого – 25000 рублей. На два рабочих места магазина получаем 50000. Плюс косвенные расходы на обучение персонала, организации сети, закупки программного обеспечения.

Сергей Назаров: – Проблема контрафакта существует, но даже президент сказал, что не ценами и лишним контролем нужно с этим бороться. Журнал – это лишняя, ненужная работа продавцу и лишнее ожидание для покупателя. Если так бороться с малым бизнесом, то это оправдано, если с контрафактом – нет. С контрафактом должна бороться полиция, а не какой-то журнал. И зачем там нужна графа 8? Чтобы продавец вспомнил написание цифр? А проверяющая структура что там будет проверять? Совпадает ли штрихкод на бутылке или нет? Нет, потому что инспектору это также не нужно, как и продавцу, или будет проверять, но только для повышения своего благосостояния. Если говорить, что это обучит работать с ЕГАИС, то там вся работа должна быть автоматизирована, или разработчики тоже хотят заставить вручную вводить в компьютер информацию с бутылки?

– Принятие этого проекта не позволит решить проблему, потому что это даже не полумера, это «работа ради работы». Просто все будут заполнять журнал для видимости, тем более что проверять его никто не будет, если только ради лишнего «заработка». Единственный способ обуздать контрафактный алкоголь – взять под полный контроль государства производство сырья (спирта).

Николай Дерягин: – Заявлено, что это регулирование направлено на уменьшение избыточности данных, предоставляемых в предыдущей форме журнала. Действительно, данных в предыдущей форме журнала содержится очень много, избыток их налицо. Практически разработчиками этого изменения преследуется, на мой взгляд, другая цель: внедрить систему ЕГАИС в рознице раньше, чем в 2016 году. В этой редакции приказа существует лишь два способа ведения журнала: в бумажном виде и с использованием ЕГАИС. В бумажном виде вести журнал нереально. Это понятно всем. Остается только ЕГАИС, который работает в тестовом режиме, и подключение к нему имеет определенные, в т. ч. и материальные сложности: на период тестирования системы принимается только ЭЦП единственного УЦ, находящегося в Москве. Т. е. за ЭЦП нужно туда лететь или ехать, что, мягко говоря, неудобно. Считаю, что необходимо разрешить ведение журнала в любых доступных электронных формах (в виде баз данных, электронных таблиц и т. д.), а не только в бумажном виде или с применением ЕГАИС. Кроме этого, необходимо четко прописать каким образом это журнал (имею в виду электронный) следует предоставлять проверяющим: просто показывать на экране, распечатывать весь, распечатывать период, который требуют проверяющие, или как-то еще, не важно – важно чтобы было четкое описание процедуры. В общем и целом сам по себе журнал в любом его виде уже избыточен, т. к. всю информацию, в нем отражаемую, розничные точки и так предоставляют в контролирующие органы в виде деклараций. А с введением ЕГАИС в рознице его наличие вообще становится бессмысленным.

Марина Бурдуковская: – Введение журнала в первую очередь затронет мелкий бизнес, т. е. небольшие торговые точки. Вероятно, что некоторые предпочтут прекратить торговлю алкогольной продукцией, т. к. ведение этого журнала предполагает огромную (зачастую неподъемную) дополнительную финансовую нагрузку на небольшие торговые организации. Это приведет к закрытию мелких магазинов и, как следствие, к монополии/олигополии супермаркетов в торговле алкогольной продукцией. Так, для ведения журнала в автоматизированных магазинах (типа супермаркетов, мини-маркетов) будет необходимо приобретать специальное программное обеспечение, оборудовать рабочее место для специалиста, ответственного за ведение этого журнала, проводить обучение специалиста. Это достаточно затратные мероприятия.

– Однако затраты для неавтоматизированных магазинов с суммовым учетом (а большинство магазинов, которые находятся в небольших городах и поселениях именно такие, – в них нет интернета для ведения учета в онлайне, нет компьютера и рабочего места для специалиста, который будет вести этот журнал, нет квалифицированных кадров, на которые можно возложить обязанности по ведению журнала) окажутся просто непосильными. Ведение журнала в «ручном» режиме (в большинстве магазинов этим будут заниматься продавцы) предполагает возможность появления большого количества «механических» ошибок – описок либо нечеткого написания, особенно в графе 8, что автоматически будет считаться грубым нарушением порядка заполнения журнала и приведет к огромному штрафу для магазина.

– Предполагаю, что никакого положительного эффекта от ведения данного журнала не будет ни для контролирующих органов (т. к. нелегальный алкоголь просто никто не будет записывать в журнал), ни для самих продавцов алкогольной продукции (для них только непомерно возрастет материальная нагрузка и нагрузка на работников), ни для покупателей (ни один покупатель при покупке алкоголя не захочет ждать, пока продавец вручную заполнит этот журнал, следовательно, покупатели предпочтут покупать алкоголь в автоматизированных магазинах типа супермаркетов, что приведет, как говорилось выше, к монополии супермаркетов в торговле алкогольной продукцией и, возможно, в дальнейшем к необоснованному повышению цен на алкогольную продукцию).

– В целом ведение журнала приводит к возникновению избыточных обязанностей у продавцов алкогольной продукции, необоснованному росту трудозатрат (в случае заполнения журнала вручную) и материальных затрат (в случае заполнения журнала в специальной программе). Особенно заполнение графы 8 – необоснованно затрудняет проведение торговых операций, т. к. время на обслуживание одной покупки продавцом (для печати кассового чека, как сейчас) увеличится в несколько раз (для заполнения всех строк журнала необходимо очень внимательно просмотреть бутылку с алкогольной продукцией, найти все сопроводительные документы, свериться с таблицей кодов алкогольной продукции, заполнить журнал и выдать кассовый чек).

– Считаю, что введение данного журнала преждевременно. В данный кризисный момент в экономике для многих небольших торговых организаций лишние финансовые затраты на ведение журнала могут привести к закрытию компаний и, как следствие, к снижению налоговых платежей в бюджет, лицензионных сборов, страховых взносов за работников, увеличению безработицы в целом по стране и в особенности в небольших городах и сельских поселениях.

Статьи по теме:

Cбербанк инвестирует в цифровой бизнес «Штрихкод» пройдет по улицам Тюмени Штрихкод как пропуск на рынок Минобороны обяжет оборонку маркировать военную технику Аферисты во Львове пытаются нажиться на матче "Шахтера" в Лиге чемпионов Журнал учета розницы: переписывать штрихкод в ручную не придется Как работает система ЕГАИС в розничном магазине Штрих-код как эксплоит. ASCII символы в штрих-кодах позволяют осуществлять атаку на сканирующие системы Жители шести районов Ленобласти уже в апреле получат единые платежки за услуги ЖКХ Как не стать жертвой интернет-мошенников